Закон об ЭЦП вышел в 2013 году. В нем сказано, что электронный документ, скрепленный ЭЦП, признается полным аналогом документа на бумажном носителе, подписанного собственноручной подписью. А это значит, что любое ведомство, которое использует электронный документооборот, не имеет права отказать вам в принятии электронного документа (заявления, отчета, иска и т.п.), подписанного усиленной квалифицированной подписью, вместо бумажного. Не нужно никуда ехать, стоять в очередях, записываться на прием. Все, что может быть подано/запрошено лично, можно подать/запросить удаленно.
Какие виды ЭЦП бывают
В том же законе № 63-ФЗ «Об электронной подписи» сказано, что печати могут быть разными. В главе 5 есть указание на три основных варианта:
-
простая ЭЦП,
-
усиленная,
-
усиленная квалифицированная.
Рассмотрим их функционал, плюсы и минусы.
|
Простая ЭЦП |
Усиленная ЭЦП |
Усиленная квалифицированная ЭЦП |
---|---|---|---|
Сфера применения |
Совершение банковских операций. Получение доступа к госуслугам.
|
Подписание внутренних документов компании (указы, отчеты, распоряжения и т.п.). Подписание документооборота с партнерами при условии наличия допсоглашения. |
Подписание отчетов, которые сдаются в контролирующие органы; идентификация лица для участия в электронных торгах; обмен документами с ФНС и другими ведомствами; работа с государственными информационными системами (запрос выписок, справок и т.п.). |
Плюсы |
Можно получить быстро и бесплатно. Не нужно много времени для продления. Подходит для использования в бытовых сферах. |
Позволяет определить конкретное лицо. сформировавшее подпись. Можно обнаружить, если в документ вносились изменения с момента его подписания. Широкая область использования – в том числе, для подписания внутренних документов компании или договоров с вешними агентами при наличии доп. соглашений. Может использоваться в госзакупках. |
Имеет наивысшую степень защиты. Может использоваться в любых сферах. Полный юридический аналог собственноручной подписи. Может использоваться для документов, содержащих гостайну. Позволяет удаленно обмениваться документами с любыми госорганами, в том числе ФНС, ПФ РФ, арбитражными судами и т.п. |
Минусы |
Только подтверждает тот факт, что подпись оставило конкретное лицо. Не может защитить документ от подделки. Требует дополнительных средств идентификации (пароли, коды и т.п.). |
Неполный функционал (не может заменить личную подпись полностью). За получением нужно обращаться в аккредитованный удостоверяющий центр. Получение – платное. |
За получением нужно обращаться в аккредитованный удостоверяющий центр. Получение – платное. |
Кому и для чего нужна ЭЦП
Использовать цифровую подпись могут как физические, так и юридические лица. В нашей компании «Альфа-Сервис» вы можете в самый короткий срок получить любые виды ЭЦП:
- для ЕГАИС. Такая электронная цифровая подпись в обязательном порядке нужна каждому предпринимателю, который работает продукцией, оборот которой контролируется государством (спирт, лес, меха, и этот список продолжает расширяться – в него скоро добавится табачная продукция и некоторые продукты питания);
-
для кадастровых инженеров. Позволяет специалисту удаленно обращаться в Росреестр, экономя время и упрощая процедуру. Используется для подписи межевых и технических планов, удаленной подачи документов для постановки объекта на кадастровый учет и прочих операций;
-
для юридических лиц. Позволяет использовать все возможности электронного документооборота – подписывать контракты с партнерами из другого города, даже не встречаясь с ними, передавать отчетность в налоговую и Пенсионный фонд, запрашивать документы в госорганах, подавать судебные иски – и все это, не выходя из собственного кабинета;
-
для физлиц и ИП. Позволяет подавать документы (заявления, отчеты, прошения, иски и т.п.) не лично, а по электронной почте; можно подписывать трудовые договора, заверять любые документы, регистрировать недвижимость, оформлять патенты удаленно.